Информация к заседанию Правительства Ростовской области 24.01.2024

В 2023 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на территории Ростовской области проведены мероприятия по внедрению и функционированию Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2022 № 568-ЗС «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» с 2023 года внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей реализуется путем формирования социального заказа.

Социальный заказ имеет ряд целей: рост удовлетворенности родителей реализацией дополнительных общеразвивающих программ; увеличение охвата детей программами дополнительного образования и соответственно обеспечение доступности дополнительного образования; усиление конкуренции при выборе организации, реализующей программы дополнительного образования.

На основании части 3 статьи 28 Федерального закона № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Федеральный закон № 189) принято решение об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Ростовской области – постановление Правительства Ростовской области от 28.02.2023 № 114 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере по направлению деятельности «реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)» на территории Ростовской области». Аналогичные нормативные правовые акты приняты во всех муниципальных образованиях Ростовской области.

Кроме того, для реализации социального заказа в установленные сроки и в соответствии с федеральными требованиями министерством общего и профессионального образования Ростовской области приняты следующие нормативные документы:

  • регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ;
  • требования к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области»;
  • положение о системах персонифицированного учета детей и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ростовской области, правила персонифицированного учета детей в Ростовской области.

Также проведен ряд организационных мероприятий:

  • на базе ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей;
  • разработан порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере;
  • создан межведомственный совет по внедрению и реализации целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Ростовской области;
  • утвержден состав общественного совета по проведению независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ при министерстве общего и профессионального образования Ростовской области.

Для реализации муниципального социального заказа на территории муниципальных образований Ростовской области приняты правовые акты, утверждающие порядки ведения реестров и выдачи социальных сертификатов в рамках социального заказа, правила заключения в электронной форме и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью соглашений о возмещении затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение муниципальной услуги в социальной сфере. Утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на оплату соглашения в рамках социального заказа, а также муниципальные социальные заказы на оказание услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ. Внесены соответствующие изменения в решения о бюджете для закрепления финансового обеспечения мероприятия по оказанию услуг в соответствии с социальным сертификатом. Для координации реализации муниципального социального заказа на территории каждого муниципального образования Ростовской области создан муниципальный опорный центр.

С 1 сентября 2023 года на территории Ростовской области запустился механизм реализации социального заказа по направлению деятельности «реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)».

В рамках социального заказа гражданину Российской Федерации в возрасте от 5 до 18 лет выдается электронный социальный сертификат дополнительного образования. Оформить сертификат могут родители, законные представители и сами дети, которым исполнилось 14 лет.

С помощью сертификата государство оплачивает занятия в кружках, куда записался ребенок. Программы, на которые может записаться ребенок, должны пройти независимую оценку качества.

У сертификата есть номинал – сумма, которую можно потратить на дополнительное образование в календарном году. Номинал сертификата определяют муниципальные образования Ростовской области, исходя из возможностей. Частные кружки также вправе перейти на оплату сертификатами. У родителей появляется возможность отдать детей учиться за счёт бюджета на платные программы.

Сертификат оформляют один раз, он действует, пока ребенку не исполнится 18 лет, исключением является переезд в другой регион.

Получить сертификат дополнительного образования можно через информационный портал «Навигатор дополнительного образования Ростовской области» (далее – Навигатор), в котором содержится максимально полная информация о кружках, секциях и организациях дополнительного образования, сведения о дополнительных образовательных программах Ростовской области. Навигатор синхронизирован с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Госуслуги), что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу. Кроме того, сертификат можно получить через обращение в муниципальный опорный центр.

Введение на территории Ростовской области социальных сертификатов дополнительного образования сопровождалось широкой информационной кампанией: создан сайт со структурированной и доступной информацией о дополнительном образовании, обеспечена работа «горячих линий» для всех участников образовательных отношений, для размещения в образовательных организациях и местах большой проходимости выпущено 1,3 тыс. баннеров и 55 тыс. флаеров, созданы имиджевый видеоролик «О дополнительном образовании в Ростовской области сегодня» и видеоанонс «О запуске выдачи социальных сертификатов дополнительного образования в регионе»; разработана и запущена контекстная и таргетированная реклама.

По итогам 2023 года в Навигатор внесены более 6,4 тыс. дополнительных общеобразовательных программ, сертифицированы более 1,8 тыс. общеобразовательных программ, социальные сертификаты предоставлены более 160 тыс. детям, что составляет 26,6 % детей, проживающих в Ростовской области. Таким образом, целевой показатель, установленный на федеральном уровне, полностью выполнен.

В 2024 году работа по реализации целевой модели дополнительного образования детей будет продолжена. В планах обеспечение охватом социальными сертификатами до 2030 года 180 тыс. детей. Особое внимание на развитие региональной системы дополнительного образования: расширение сети Кванториумов, центров цифрового образования детей «IT-куб», центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».

Что же даёт дополнительное образование?
Дополнительное образование… дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.
Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.
Система дополнительного образования помогает выстраивать
• межличностные отношения,
• улучшает состояние эмоциональной сферы,
• способствует развитию самопонимания
• и снятию поведенческих проблем.
Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.
И все это, потому что основополагающим фактором является
• индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,
• немногочисленным группам
• и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

Что ещё даёт дополнительное образование?
Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты.

Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. А в случае спортивных секций — идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Разработка сайта - ООО "Проводник"